« назад

Суета вокруг идей.

Говорят, что идеи ценятся дороже любых драгоценностей и предметов искусства и при грамотном использовании могут принести миллионы долларов. Говорят, что если к вам в голову пришла интересная идея, то её нельзя никому рассказывать, а надо найти богатого инвестора и продать идею ему за большие деньги. Говорят, что идею надо обязательно запатентовать, иначе богатые инвесторы украдут идею и не заплатят денег. Говорят, что те кто так сделал — сейчас сказочно богаты, купили себе остров и живут там как в сказке. Говорят.. А кто говорит-то? Да все вокруг! Друзья, коллеги, знакомые, родственники. А так ли это на самом деле?

Но как-то это не очень похоже на правду. Ведь если бы так действительно было и идеи были бы таким дорогим товаром - то преступные группировки контролировали бы сейчас не казино и рынки, а школы и университеты. А школьные математические олимпиады были бы центром криминальных разборок. Но ведь так же почему-то не происходит?

Или же рассмотрим ситуацию с продажей идеи. Допустим, что вы ловко поймаете инвестора на выходе из его стеклянной башни и начнёте тут же продавать ему идею, то обнаружится казалось бы парадоксальное поведение — какая бы революционная ни была идея, инвестор откажется покупать её за миллион долларов. И за сто тысяч откажется. И даже просто за сто. Даже ваше предложение выгодно поменять идею на пирожок с капустой будет встречено отказом. Почему же?

Потому что, вопреки распространённому мнению, инвесторы дают деньги не за идею, а на её реализацию. На первый взгляд разницы вроде бы нет, но если внимательно вникнуть в суть вопроса, то она есть и немаленькая. И в первую очередь разница заключается в гарантиях высокой вероятности успешной реализации идеи. Если перевести с логического на литературный, то прямых гарантий успешности принципиально существовать не может, но гарантии того, что все необходимые условия для повышения вероятности успеха существуют и должны быть выполнены. А они примерно такие:

  • Сильная идея, в основе которой лежит продукт или услуга, за что люди готовы платить. Идея, которая удовлетворяет уже существующую потребность. А не наоборот- когда вначале реализуется «прикольная» идея и потом начинаются усилия по её монетизации. В России ещё часто применяется бандитский вариант, когда сервис сначала бесплатен, а как только много людей на него подсаживается - всех берут в заложники и требуют денег.
  • Адекватный автор идеи, хранитель общей концепции проекта и постоянно работающий над её адаптацией в реальный мир. Должен уметь общаться с помощью аргументов и фактов и не иметь откровенных проблем с самолюбием. Так же автор должен разбираться в отраслевой тематике предлагаемой идеи и иметь опыт работы в ней. Именно автора инвесторы оценивают прежде всего.
  • Команда разработчиков. Самым важным в команде является коммерческий директор и маркетолог, который сделает из идеи продукт и организует продажи. Если такого человека у вас в команде нет - ищите бизнес-ангела или ментора со стороны. Остальных разработчиков можно найти на рынке труда, а вот такого сведущего в бизнесе человека - вряд ли. Вторым по важности идёт UX / UI / Usability дизайнер, поскольку без проработанного интерфейса вы обречены. Если пользователь пришёл на ваш сайт и за 10 секунд не понял что это и что делать дальше, то он уйдёт. К программистам особых требований нет, главное чтобы не подвели.
  • Бизнес-план. Хотя бы предварительный набросок без детализации. И небольшое маркетинговое исследование проведённое вами лично, а не на основе данных из интернета. Поговорите с вашими потенциальными клиентами, узнайте что им на самом деле нужно и за что они готовы платить. Забавно, но многие этого не делают и даже не думают об этом.
  • Прототип. Не надо сразу начинать программировать сложное высоконагруженное приложение. Сделайте вначале прототип на уровне html-страниц или даже проще - на уровне интерактивных макетов. Просто покажите как это будет выглядеть. Часто случается так, что в мыслях и образах это выглядит прекрасно, а при попытке сделать это реально и визуально - получается нелепость. Заранее удостоверьтесь сами и убедите инвестора что у вас с этим всё хорошо.
  • Бета-тестирование. Никто никогда не даёт сразу миллионы денег для моментального запуска проекта на всю известную вселенную. Вначале докажите что ваша идея работает на практике. И чем дешевле - тем лучше. Озвучьте сразу сколько денег и времени потребуется на быстрое изготовление бета-версий. Без красивых картинок и дорого дизайна. Минимум функционала и всё только по делу.

И вот только тогда у вас есть о чём разговаривать с инвестором. Если вы думаете что инвесторы только и ждут таких носителей идей как вы, то вы жестоко ошибаетесь. Инвесторам приходится постоянно отбиваться от потока “гениальных идей” примерно так же как вам - от спама. Поэтому писать им письма и звонить практически бессмысленно. Почти единственный вариант их привлечь - участвовать в стартаперских мероприятиях типа Startup Weekned, куда они целенаправленно приходят смотреть на новые интересные проекты. И даже там, максимум на что вы можете рассчитывать - одно выступление длительностью в 1 (одну) минуту. Если у вас есть что-то стоящее, то этой минуты будет более чем достаточно.


Миф “Идею украдут”.

Этот миф живуч лишь потому что позволяет авторам идей бездельничать и максимально отодвигать момент встречи с реальностью. Вполне приятно жить непризнанным гением и отказываться презентовать свою идею на публике, “потому что сразу украдут!”. Увы, дорогие авторы, не надейтесь! Потенциальные воры не настолько выжили из ума, чтобы добровольно воровать ваши проблемы. Если профессиональная квалификация вора меньше вашей, то в реализации вашей идеи он быстро начнёт натыкаться на задачи, которые ему не по зубам (и ещё неизвестно, по зубам ли они вам самим, если быть откровенными). А если вор профессиональней чем вы, то ему тем более нет смысла воровать вашу идею, поскольку их у него самого предостаточно и они скорее всего сильнее вашей. Во всяком случае, я не знаю ни одного достоверного случая кражи на уровне идеи. А вот копирование уже успешно работающего сервиса - дело повсеместное и в нашей стране даже уважаемое.

Как только ваша идея начинает работать и приносить прибыль, вас тут же начинают копировать. Радуйтесь, ведь это признание вашего успеха! Большинство клонов будут бестолковыми дешёвыми подражаниями, но будут и такие, которые учтут ваши ошибки и попытаются вас превзойти. Тут для вас только один совет - не расслабляйтесь и получайте удовольствие!

В качестве познавательной страшилки: Вы слышали про компанию Zynga, ведущего разработчика игр на платформе facebook? Ещё бы, ведь это самая успешная игровая компания в мире. В ней работают, пожалуй, самые профессиональные гейм-дизайнеры, социальные инженеры и маркетологи игрового бизнеса. А знаете как у них появляются новые игры? А вот как: маркетологи Zynga постоянно мониторят рынок игр и высматривают быстрорастущие игры с новым сюжетом и интересным геймплеем. Как только такая игра появляется на горизонте, профессионалы Zynga в сжатые сроки делают свою версию этой игры, но уже на гораздо профессиональном уровне, с продуманной виральностью и готовой монетизацией. И запускают её в свет с невероятно массированной рекламной компанией на миллионную аудиторию других своих игр. И в результате получают сразу десятки миллионов новых игроков и миллионы долларов прибыли. Но не надо думать что Zynga занимается клонированием, нет, они просто ищут актуальную тему или интересный геймплей, который уже подтверждён реальной статистикой. И на основе этого разрабатывают свою собственную игру с самого начала до конца. Зачастую она кардинально отличается от игры донора. Этот подход совсем не означает у что Zynga нет своих идей. Просто новые игры - как лотерея, невозможно знать заранее что станет хитом, а что нет. А Zynga делает всё, чтобы знать это наверняка. Но не стоит тотально бояться ужасной Zynga, многие разновидности игр её совершенно не интересуют. К сожалению, в России за всё это время игростроительного бума, никто так и не сделал ничего достойного для того чтобы украсть (игры Alawar не в счёт).


Делитесь идеями.

Как только избавитесь от страха кражи идеи, начинайте делиться идеей с опытными в обсуждаемой теме людьми. Внимательно слушайте что они скажут. Собирайте всю высказанную критику и тщательно размышляйте над ней. Ищите людей, которые могут взглянуть на вашу идею с какой-то новой, неожиданной стороны. Особенно дорожите мнением опытных людей из бизнеса, они как правило быстро соображают - что будет продаваться, а что нет. Чем активнее вы проверяете свою идею обо всех подряд, тем ярче и чётче она становиться. В большинстве случаев в итоге оказывается, что для её реализации вам не нужны деньги инвестора, и что вы можете реализовать всё своими собственными силами (разве что с периодическими консультациями опытного маркетолога). Для страстных желателей инвесторских денег это будет неприятным откровением, не так ли?

Активно общайтесь с такими же идейными людьми как вы сами. Возможно они прямо сейчас тоже думают над реализацией в чём-то похожего проекта. Возможно ваши проекты могут объединиться или дополнить друг друга. И в результате получиться какое-то новое и интересное бизнес-решение. Возможно идея подобная вашей уже возникала в головах у многих людей, работающих в той же области что и вы. И они по каким-то причинам не стали воплощать её в жизнь. Вот вам в первую очередь и надо узнать об этих случаях и почему идея у них не прошла. Публикуйте идею! Пока вы прячетесь в неизвестности и думаете у себя в голове одни и те же идейные мысли по кругу - вы теряете возможность узнать новое и идейно эволюционировать.


Так что же с идеями? Стоят они больших денег или нет?

Однозначно нет. Денег стоит только их реализация. То, что вы называете “стоящей идеей” - это всего лишь общая тема предполагаемого проекта, для реализации которой вам придётся придумать ещё не менее 1000 (тысячи) “идей” такого же качества. И для того, чтобы не путать идеи и “идеи”, я предлагаю вам новую привычку называть эти приходящие к вам на ум вещи немного по-другому. А именно: “интересными мыслями”. Так всё сразу становиться приземлённей и конструктивней. Можно спокойно размышлять над реализацией, не боясь того, что вам в голову неожиданно ударят мысли об инвестициях.

6 октября 2010 суета вокруг идей.