« назад

Веб-патология: Нет кнопки для нажимания

Капитан Очевидность опять будет смеяться, но факты таковы: у доброй половины обратившихся ко мне за консультацией с проблемой “Плохие продажи” - на сайте возле описания товара отсутствовала цена и кнопка [Купить]! При этом создатели сайта не вызывали никаких сомнений в умственной полноценности, наоборот, уровень их сайтов был гораздо выше среднего. Этому есть вполне разумное объяснение и лежит оно опять же в области UX дизайна и моделирования опыта пользователей.

Сразу поясню, что это были не в прямом смысле интернет-магазины (у которых все необходимые кнопки уже зашиты в движке), а скорее информационные по виду сайты с перечнем услуг или небольшим каталогом товаров. Как выяснилось из дальнейшей беседы, они не видели смысла указывать цены - “Потому что всё равно точная цена от многого зависит, пусть сразу звонят”, а не стали размещать кнопки [Купить] - “Ну потому что и так же всем ясно что это продаётся, зачем же ещё кнопки ставить, тем более что у нас в движке корзины не предусмотрено”.

Если вы хотите, чтобы пользователи у вас что-либо купили, то:

  1. Сделайте очевидное - максимально вероятным. Сделайте товар похожим на товар и в таком виде, чтобы его мог моментально распознать пользователь. Думать над вашим интерфейсом никто не будет. Пользователь не думает - он смотрит.

  2. Напишите цену. Пусть даже в примерном виде “цена от ХХХ рублей...”. Без цены это не товар. А если это не товар - то кто же его тогда купит?

  3. Обозначьте пользователю действие, которое он должен совершить для покупки товара. Нет функционала корзины и кнопки [Купить]? Тогда сделайте похожий на неё блок с текстом “[Для заказа товара звоните по тел. (ХХХ) ХХХ ХХ ХХ]”. В ином случае, что делать пользователю когда он видит товар и не видит ориентира что делать дальше? Ждать ответного гудка, вощить сов?

  4. Покажите что при нажатии на кнопку [Купить] произошла покупка (или добавление в корзину). Когда пользователь нажимает на кнопку и визуально ничего не происходит, то зачастую и реальной покупки тоже не происходит. Ваши хорошо спрятанные корзины остаются неоплаченными.

В целом это лишь частный вид патологии под названием “Отсутствие понятных инструкций для действий пользователя” или если по-простому, отсутствие “Кнопки для нажимания” (к ним так же относятся ссылки и динамические элементы управления).

После того как пользователь открыл страницу, просмотрел, распознал её структуру, прочитал текст и что-то из этого понял - перед ним возникает выбор “Что делать дальше?”. Если у вас есть вероятный ответ на этот вопрос в виде “Кнопки для нажимания”, то он скорее всего ею воспользуется. Если выбора нет, то его мысли зайдут в тупик и вернутся к вопросу “Что я здесь делаю и с какая у меня вообще задача?”.

Если у него нет чёткой задачи связанной с вашим сайтом - то он просто уйдёт с вашей странички куда-нибудь дальше по интернету. А мог бы остаться на сайте дольше и тем самым повысить вероятность совершения полезных для вас действий. В идеале, кнопки на все самые полезные для вас действия должны быть красивыми и в большинстве случаев единственными на странице. А кнопки на те действия пользователя, которые вас могут расстроить - прячьте от пользователей подальше.

Как правило, отсутствием “кнопок для нажимания” часто грешат:

  • Рекламные текстовые блоки\предложения на главной странице, которые не являются банерами. (Скидка на продукцию? Два по цене одного? Это мне интересно. Что мне для этого надо делать?)

  • Списки товаров, услуг и предложений. (Ок, вот ваши цены. Куда нажать чтобы заказать?)

  • Тарифные сетки или список тарифных планов. (Ок, вот ваши тарифы. Куда нажать чтобы заказать? Или мне надо выучить ваши тарифные планы наизусть?)

  • Маркетинговые описания продуктов и услуг. (Я прочитал, мне понравилось. Вы мне что-то хотите предложить или просто расширяете мой кругозор?)

Прошу владельцев подобных небольших бизнес-сайтов взглянуть на свои сайты сразу же после прочтения этой заметки. Если у вас существует подобная проблема - отпишитесь об этом в комментариях.

“Пользователи - продолжайте кликать, во имя всего святого, продолжайте кликать!”

28 октября 2010 UX design.