« назад

Веб-патология: Сайт для себя, а не для клиентов.

Довольно часто в консультациях по UX дизайну приходиться повторять одно и тоже многим клиентам и меня это слегка нервирует. Поэтому я решил периодически кратко публиковать наиболее популярные темы, в наивной надежде, что люди их прочитают и эти темы не будут возникать так часто. Что-то вроде Лебедевского “Ководства”. В моём случае это получается какое-то UX-водство, что по русски забавно читается как “уховодство”. Логически верное название этой предполагаемой серии статей - “Частые патологии UX дизайна”, что можно сократить до “Веб-патологии”. Не бойтесь страшного слова “патология”, оно означает всего лишь систематическое отклонение от нормального развития и в целом безвредно.

Многие компании относятся к созданию собственного сайта, как к обустройству собственной квартиры. Скрупулёзно подбирают рисунок обоев, цвет паркета, ткань для штор, форму люстры, расставляют иконки, развешивают картины охоты и портреты глав семейств с пойманным лососем. Русский стиль на кухне, арт-деко в гостиной, супрематизм в спальне. Заботливо приоткрывают страницы семейных альбомов на серванте и протирают от пыли все три тысячи томов романистов прошлого века (чтобы гостям было что почитать). После того как всё готово, происходит открытие сайта и первые посетители банковского сайта тихо сползают по стенке..

Вы уже много раз видели это. Сайты с приветственной речью, с миссией компании, с вехами её трудового пути, с панегириками её святому коллективу и мудрости руководства, с курсом доллара и гороскопом, с обращением генерального директора и его фотографией в стиле “Я и мой славный бизнес”. Сайты сделанные компаниями для самих себя. В лёгкой форме такая проблема существует почти у всех сайтов. Случается даже, что на сайтах забывают написать - чем же конкретно занимается компания и какие товары она продаёт.

Не стоит думать что это какая-то заразная форма глупости, отнюдь. Это вполне естественное для всех людей явление, относящееся к “ментальным ловушкам” нашего сознания. Оно так же проявляется при выборе подарка для вашего друга на день его рождения. Ведь вам требуется выбрать подарок, который понравится именно вашему другу, а не вам самому. То есть, надо выбирать, не пользуясь собственным вкусом и опытом, а пользуясь опытом вашего друга (или хотя бы на ваше представление о нём). Если вы специально на задумаетесь об этом, то вы тут же окажетесь в этой самой ловушке и вполне естественно купите то, что считаете интересным для себя.

Точно так же и компании делают сайты для себя, при этом совершенно забывая про клиентов, а стоит им самим оказаться в роли клиента, то они тут же справедливо начинают возмущаться, мол, “где товары? где цены? что за бредовый сайт вы тут сделали?“, поскольку обладая в этот момент клиентским опытом они могут судить о соответствии сайта их целям и задачам. Я сейчас даже ещё более страшную вещь скажу: “Ваш сайт совсем не обязан вам нравиться”. Но он обязательно должен нравиться вашим клиентам.

А вот тут на сцену выходит UX дизайн, основной задачей которого является понимание опыта ваших пользователей (User Experience) и проектирование веб-сайта исходя из полученных результатов. Надеюсь, что прочитав эту небольшую заметку, большинство из вас скажет об этом загадочном UX design: “А, ну теперь-то мне понятно!”.

28 октября 2010 UX design.